Популярные способы отделки полиграфической продукцииОтделка в полиграфии охватывает множество спецэффектов и дизайнерам есть, где развернуться, но главное в этом процессе - улучшить эстетическое и тактильное восприятие печатной продукции.В этой статье мы бы хотели рассказать о наиболее популярных способах финишной обработки.
Самым правильным для дизайнера было бы поговорить с печатником об имеющихся в наличии разновидностях бумаги, краски и технических возможностей, с тем, чтобы можно было мысленно представить как будет выглядеть продукт на финише.
Итак, пройдемся по инструментарию спецэффектов, которые может предусмотреть дизайнер при проектировании полиграфической продукции.
Лакировка (Varnishing)Лакировка поверх краски - это бесцветное покрытие, которое наносится на готовую продукцию и предохраняет ее от отпечатков, влаги и смазывания краски. Очень грамотно применять лакирование там, где печатная продукция будет ходить по рукам или предполагается долговременное использование - раздача листовок, расписание электричек, календари. Лак может придать глянец вашему изделию, а может наоборот - матировать поверхность, придавая ему больше статусности (красиво получается на темных бумагах - имитируется бумага типа soft touch).
Выборочная лакировка (Spot UV)Выборочное лакирование отличается от сплошного тем, что дизайнер может сделать акцент на изображении, придав элементу изображения глянцевый или матовый вид. Промежуточным вариантом выглядит наиболее естественный сатиновый вариант выборочной лакировки.
УФ-лаки могут быть жидкими или пастообразными и остаются такими до тех пор, пока не подвергнутся ультрафиолетовому отверждению. Именно поэтому их применяют при выборочной лакировке - они быстро сохнут и не меняют формы на поверхности бумаги.
Этот спецэффект позволяет делать бросающиеся в глаза из общего изображения отдельные элементы - например, глянцевая вода в стакане, глянцевые капли на фоне матовой стены или наоборот, изображение современного автомобиля с матовым покрытием кузова.
Особняком стоят специальные лаки с металлизироваными наполнителями - эти лаки, нанесенные на обычное печатное изображение, придают ему эффект офсетной печати поверх фольги. Неплохая альтернатива для недорогой упаковки типа зубных паст и удешевление себестоимости печати.
Ламинация (Lamination)Ламинирование - припрессовка тонкого пластикового покрытия к бумаге. Оно может быть глянцевым и матовым и наносится на одну или обе стороны листа.
У ламинации есть неплохие свойства - предохранение бумаги от влаги, защита от износа при частом использовании, а также удобство в пользовании - ламинировать можно даже в домашних условиях, для ламинации не требуется громоздкое и дорогостоящее оборудование. Ламинация является также оперативной заменой сплошной лакировке.
Еще одним плюсом ламинации является фактическая защита печатной продукции от перекоса или разрыва в процессе эксплуатации - что важно, к примеру, для географических карт.
Тиснение фольгой (Hot foil stamping / foil blocking)В целом, тиснение фольгой является самым популярным методом облагораживания печатной продукции. При тиснении происходит разогрев сэндвича из слоя металлизации и клея с помощью клише для тиснения и при сжатии в прессе этот слой металлизации переходит на выбранные элементы изображения. Именно горячее тиснения фольгой является основным способом, усиливающим привлекательность товара на магазинной полке, дающим отблеск, на которое непроизвольно реагирует зрение, а также подсознательно повышающим качество товара на ступеньку выше среди аналогичных, но без тиснения, для конечного потребителя.
Отличием хорошего вкуса дизайнера станет умелое расположение отдельных элементов с тиснением в качестве скромного акцента к общему дизайну упаковки, этикетки или рекламной продукции. Плохой вкус демонстрирует себя обилием покрытых золотой и серебряной фольгой элементов и другое бездумное смешивание в больших объемах.
Дизайнер может использовать и пигментные (неметаллизированные) фольги для тиснения. В этом случае фольга по сути может заменять офсетную печать, а также УФ-лакирование матовым и глянцевым лаком. Классическое применение: на грубой фактурной бумаге тиснение глянцевой пигментной фольгой с конгревом или просто выборочное тиснение прозрачной (без пигмента) фольгой поверх напечатанного изображения для подчеркивания матовым или глянцевым эффектом.
Тиснение может служить и основой для офсетной печати - особенно на темных бумагах. Если сначала сделать тиснение белой, серебряной или голографической фольгой, а сверху нанести печать краской, то в случае с белой фольгой сохранится яркость цветов красок, в случае с серебряной фольгой отпечатанное поверх изображение будет как бы светиться изнутри, а в случае с радужной голографической фольгой создастся иллюзия 3D эффекта на изображении.
Отдельно стоит упомянуть тиснение без фольги. С дизайнерской точки зрения это шикарный механизм обыгрывать изображения, если в работе использована дизайнерская фактурная бумага. Тогда можно подчеркнуть область изображения простым тиснением без фольги - на фоне текстурной поверхности абсолютно гладкий участок будет приковывать внимание.
При производстве сувенирной продукции субстратом для нанесения тиснения фольгой служат различные материалы от кожи до древесины. Важно помнить, что существуют специальные сорта фольги для тиснения по пластикам, коже, древесине и даже тканям (тех же футболок) и согласовывать их наличие со своим дизайном.
О существовании специальных техник (например, как сделать внутреннюю часть оттиска на коже глянцевой или матовой) должен знать оператор тиснения.
Кстати, особой популярностью пользуется текстурирование обычной гладкой кожи с помощью клише большой площади "под крокодила", "под змеиную кожу" и т.д.
Тисненое изображение можно покрывать лаками.
Особняком стоит холодная фольга - так называемый способ холодного тиснения подразумевает нанесение выборочных или сплошных изображений лаком, к которому прикатывается "холодная" фольга. Приклеившиеся фрагменты переносятся на изображение. И хотя достичь блеска горячего тиснения фольгой холодному способу еще не удалось, изображения бликуют, дают отблеск и уже достаточно близко подобрались к вотчине горячих фольг.
Конгрев / Обратный конгрев (Embossing / Debossing)Конгревом обозначается процесс тиснения сдвоенным клише (клише + патрица или клише + декельный материал), при котором выбранные элементы изображения приподнимаются, создавая рельеф на поверхности. Этот "истинный 3D-эффект" в отделке печатной продукции еще лучше проявляет себя при совмещении с фольгой (т.н. "конгрев с фольгой"). Варианта конгрева с фольгой два: за один проход (и припрессовка фольги и придание рельефа происходит за один удар пресса) или за два прохода (сначала делается припрессовка фольги, а вторым прогоном делается конгрев).
Для дизайнера важно понимать в каких случаях эффект проявит себя, а в каких - наоборот, ухудшит ситуацию. К примеру, листовки, лежащие стопкой, приведут к деградации конгрева, весь рельеф будет раздавлен, а в местах, где он был, краски или фольга протрется. Очевидно, что целесообразности делать конгрев на листовках в этом случае никакой - это будет бесполезное удорожание конечной стоимости.
При проектировании конгрева, а тем более конгрева с фольгой, дизайнер должен знать следующее: высота рельефа ограничена толщиной и свойствами субстрата - в данном случае, бумаги или фольги + бумаги. В общем, можно использовать принцип кратности - конгрев не прорвет на высоту, кратную толщине бумаги в мм, например, картон 0.2мм можно отконгревить на высоту до 0.2мм (с фольгой до 0.3мм, так как фольга для горячего тиснения сдерживает разрыв и обладает склеивающими свойствами). Нюансами вроде подбора правильной температуры клише или давления пресса для конгрева должен владеть уже оператор пресса для тиснения.
Обратный конгрев служит другой цели - его задача как раз вдавить выбранные элементы изображения в глубину. Это неплохо выглядит при отображении следов, горлышек емкостей и других объектов с вогнутым видом.
Высокая печать (Letterpress)Сама суть красивой полиграфии. Высокая печать придает изысканный шарм любому изделию.
И спасибо офсету, благодаря популяризации которого прошли времена господства высокой печати - взамен мы получили прекрасный инструмент со своим неповторимым полиграфическим видом. Любое приглашение, открытка, визитка или другое личное изделие имеют "теплый" вид, контрастный рельеф и акцент элитарности. Современная красивая высокая печать делается в основном на хлопковой бумаге.
Вырубка (Die Cut)Вряд ли кто-то смог бы вручную резать большой тираж печатной продукции, пытаясь придать ей витиеватую форму, рожденную дизайнером. Насколько это возможно, процесс вырубки был автоматизирован - от ручного станка скругления уголков до многотонного автоматического пресса для вырубки.
Если вы дизайнер, и вы задумали нестандартную форму изделия - посоветуйтесь, ведь вам придется рисовать в векторе контуры вырубного штампа, чтобы показать, что вырезать, а бухгалтерии оплачивать этот вырубной штамп. Но если уж вы решились - вы сможете совмещать области печати, тиснения и лакировки с вырубленными элементами изображения, не ограничивая свое воображение, а качественно спроектированная отделка придаст печатной продукции исключительный вид.
Перфорация (Perforation)Умело разместив линию отверстий на изображении можно придать стильности изображению.
Перфорированный участок может находиться внутри изображения и тогда он будет походить на марку, может быть отрывным элементом дизайна, а может служить просто элементом дизайна.
Блестки (Glitter)Большинство производителей праздничной продукции, открыток и приглашений, не могут себе представить другого способа придать печатным изделиям сияющий и мерцающий вид, иначе чем с помощью блесток.
Блестки являются перемолотой во фрагменты разной формы и размерности металлизированной пленки и полиграфической фольги. Наносятся блестки поверх свежего выборочно или сплошь нанесенного лака, где и приклеиваются автоматически.
Благодаря огромному количеству цветов и оттенков, блестки можно подобрать в тон к цвету печати и тиснения фольгой. К примеру, белые блестки могут сыграть роль снега на открытке, а изображение елочной игрушки просто требует сделать горячее тиснение металлизированной фольгой с конгревом и обсыпкой соответствующими блестками - фантазия дизайнера может разгуляться. Рекомендуем под Новый год включить максимальное воображение!
Нанесение голограмм (Hologram)Этот пункт в отделке скорее относится к тиснению из-за того, что помимо голограмм, выклеенных в ряд на ленте (и припрессовываемых с ленты с помощью пресса), существует также и голограммная фольга (не путать с голографической). Голографическая фольга имеет некую абстрактную текстуру, а голограммная фольга имитирует ленту с готовыми голограммами, где для распознавания отдельных голограмм на ней датчиком пресса имеется так называемый маркер (shim line) - перпендикулярная черточка, по которой выставляются шаги протяжки голограмм в процессе припрессовки.
Однако помимо функции защиты готовой полиграфической продукции, нанесенная голограмма придает изделию повышенный статус в глазах покупателя. Подсознательно потребитель поднимает планку качества товара на более высокий уровень (даже если отличий нет) - ведь он считает, что производитель голограммой дает некие дополнительные гарантии.
Печать металлизированными красками (Metallic ink printing)Довольно известный метод печати металлизированными красками плохо приживается по причине сильного загрязнения красочных аппаратов печатных машин. Но для штучных изделий высокой печати это не страшно - поэтому специальные эффекты металлизированными красками прекрасно прижились на эксклюзивной высокой печати и дают потрясающие рельефные изображения.
Термоподъем (Thermography)Термографические станки достаточно просты - туннельная печка с конвейером. Существуют и настольные варианты термографов. Процедура проста - на свежеотпечатанное изображение / текст насыпается термографический порошок, стряхиваются излишки, и лист с прилипшими частичками порошка поступает в сушку термографа. Под действием температуры частицы порошка спекаются, формируя рельеф, и прилипают к изображению. На выходе вы получаете то же изображение / текст, но только теперь рельефное.
Весьма экономичный (и даже настольно-домашний) вариант вместо трудоемкой шелкотрафаретной печати.
Металлостикер (Metal sticker)Изготовление гладких, текстурных и изысканных металлостикеров базируется на методах тонкой гальванопластики. И хотя стоимость их выше среднего, их применение в полиграфической продукции имеет эффект "магнита для глаз" - с виду это тиснение, но видно что это не тиснение и следом возникает вопрос "как?!".
А возможность вручную наносить металлостикеры на кожу, пластик, стекло и металл без применения какого-либо оборудования существенно расширяет сферу такой отделки, особенно при создании сувенирной продукции.
|
Наш магазин расходных материалов
info@foilstamping.ru
+7 (925) 799-7950 клише для тиснения +7 (929) 924-7088 прессы и оборудование +7 (929) 924-7211 ВНИМАНИЕ!Цены на сайте могут отличаться от текущей стоимости товаров! Действующие цены уточняйте у менеджеров нашей компании.
|
FoilStamping.RU © 2007-2020 Всё тиснение™
|